Литература
Желтая тетрадь ВДА
В конечном счёте, работа с горем требует времени. Можно через годы
выздоровления обнаружить себя рыдающим над сценой из фильма, которая вызвала
детские воспоминания. Или вдруг окажется, что мы внимательно наблюдаем за
ребёнком, мирно играющим на школьном дворе. Мы смотрим, как он увлечён собой и
полон фантазий. Мы задумываемся о собственной детской невинности и слышим своего
Внутреннего Ребёнка. И приходят слёзы.
В результате работы над Пятым Шагом нам словно становится легче дышать, и
мы менее сурово осуждаем себя. У некоторых даже меняется осанка. Мы держим голову
прямо и смотрим людям в глаза. Мы чувствуем лёгкость в походке и дыхании. Мы
ощущаем более сильную связь с Высшей Силой.
Определение и измерение горя/потерь
Следующее упражнение поможет распознать детские потери, затронутые в
заданиях по проработке стыда и покинутости Четвёртого Шага. Взрослые дети могут
подробно перечислить эпизоды насилия или пренебрежения из детства, но для полного
понимания детских потерь этого недостаточно. В упражнениях №3 и №4 из Четвёртого
Шага вы указали случаи стыда и покинутости, которые по сути являются потерями.
Мы обнаруживаем горе и потери, называя своими именами то, что у нас забрали,
и то, что мы недополучили, будучи детьми. Мы можем определить и измерить утрату,
сравнивая отношение к нам в дисфункциональной семье с заботой, которую могли бы
нам дать любящие и последовательные родители. Крайне важно это сделать, чтобы
суметь пережить своё горе и отпустить его.
Поиск можно начать с вопроса: «Что я получил от своей дисфункциональной
семьи и что я мог бы получить от любящих родителей в той же ситуации?»
Разница между тем, что происходило на самом деле и что могло бы быть – это и
есть мера горя или потерь. Со временем их сила только возрастает.
Например, многие дисфункциональные родители ругают ребёнка, если он
случайно поранился во время игры. Испуганные отец или мать разражаются бранью
вместо того, чтобы пожалеть его. Как бы поступил любящий родитель, если бы вы
порезались или разбили коленку?
В другом примере ребёнком манипулируют, чтобы он занял сторону одного из
родителей во время их ссоры. Что теряет ребёнок в такой ситуации? Что бы сделал
любящий родитель?
Важное замечание для работы по Шагам
В Пятом Шаге мы рассмотрели истинную природу наших заблуждений, а также
истинную природу нашей детской покинутости. Мы приступили к работе с горем и
стали учиться родительской заботе о себе. Сейчас вы готовы к сдаче Пятого Шага.
Возьмите с собой рабочие тетради и записи по Четвёртому Шагу, когда отправитесь к
своему спонсору или другому человеку, который выслушает ваш Пятый Шаг.
Слушателем должен быть тот, кому вы доверяете, и кто понимает, что вы собираетесь