Литература

Желтая тетрадь ВДА

Страницы:    114  

 
понимают.  Открывая  своё  горе,  мы  всё  крепче  убеждаемся,  что  не  были  виноваты  в 
родительской  дисфункции.  В  наших  детских  поступках  не  было  ничего  такого,  что 
могло  стать  причиной  их  нездорового  поведения.  Мы  не  порочны,  не  ущербны  и  не 
ужасны,  а  просто  –  обычные  люди.  Мы  сосредоточиваем  внимание  на  собственной 
жизни и движемся вперёд, чтобы осознать свои заблуждения, и узнать, кто мы на самом 
деле.  

Благодаря  работе  с  накопленным  горем  мы  начинаем  лучше  понимать  и  свои 

положительные  качества,  и  проблемное  поведение.  Мы  уже  не  берём  чрезмерную 
ответственность  за  семейную  дисфункциональность,  но  и  не  увиливаем  от 
ответственности за собственные разрушительные поступки. Мы бережно относимся к 
себе, но не оправдываем свои действия. Мы молимся, возмещаем ущерб и продолжаем 
меняться  с  помощью  Шагов,  продвигаясь  всё  дальше.  Мы  перестали  безжалостно 
осуждать  себя  и  оплакиваем  свои  детские  потери.  Это  и  есть  горько-сладкий  вкус 
работы  с  горем.  Мы  также  видим, какие  потери  выпало  пережить  нашим  родителям, 
когда они сами были детьми. Постепенно нам станет легче отпускать негативные мысли 
о  родителях,  потому  что  мы  начнём  отпускать  нездоровые  мысли  о  самих  себе.  Мы 
отделяемся от семьи, не покидая её. И находим свой безопасный дом в ВДА. 

 

 
 

Чего ожидать от работы с горем

 

 

Работа с горем может протекать по-разному, и множество подарков Программы 

принесёт  именно  она.  Иногда  понадобится  ведение  дневника,  в  котором  мы  будем 
описывать  случаи  из  своей  жизни  и  размышлять  о  чувствах,  которые  в  тот  момент 
испытали. Многие взрослые дети без эмоций вспоминают акты насилия, пренебрежения 
или  отвержения  из  детства.  Другие  рассказывают  о  них,  как  о  чём-то  смешном  или 
незначительном. Опыт показывает, что чувства живут внутри нас, но их подавляет наше 
умение  отрицать  прошлое  или  вспоминать  его  без  должной  ясности.  Мы  можем 
помнить  само  событие,  но  блокировать  чувства,  с  ним  связанные.  Это  одна  из  форм 
диссоциации. Когда мы прописываем в дневнике ситуацию из детства, мы делаем паузу 
и размышляем о том, что должны были тогда чувствовать. Если нам трудно даётся это 
упражнение, можно задуматься, а что бы чувствовал в такой момент наш ребёнок. Если 
у нас нет детей, мы рассуждаем, что чувствовал бы ребёнок на нашем месте. Мы просим 
участников  делать  это  упражнение  регулярно  в  течение  многих  дней  и  набраться 
терпения. 

 

Упражнение  с  фотографиями  –  ещё  один  проверенный  способ  распознать  и 

высвободить накопленные горе и потери. Некоторые психологи просят клиента собрать 
несколько детских фотографий и принести их на сеанс. Спонсор ВДА может проделать 
такую же работу с подспонсорным. Часто используют школьные снимки, о которых мы 
давно  позабыли.  Фотографии  становятся  более  отчётливыми,  когда  их  обсуждают  в 
процессе  психотерапии.  Глядя  на  себя  во  втором  или  третьем  классе,  мы  замечаем, 
какими  застенчивыми,  смешливыми  и  восприимчивыми  мы  были  в  детстве.  Мы  всё 
чувствовали. Мы многое потеряли. 

 

Другая форма проработки горя называется «скульптура семьи» или ролевая игра, 

её применяют в рамках экспериенциальной психотерапии. Такая работа, как правило, 
проводится психологом во время групповой сессии и помогает клиентам воспроизвести 
болезненные  сцены  из  прошлого.  Это  метод  глубокой  и  мощной  проработки 
вытесненного стыда и потерь.  
 

 

Страницы:    114