Литература
Желтая тетрадь ВДА
Мы поместили работу с горем в Пятый Шаг, сознавая, что на самом деле это
путешествие длиною в жизнь. Члены ВДА с большим стажем выздоровления понимают,
как важно заявить о своём горе или потерях. Многие из тех, кто давно в Программе,
расскажут, что обнаружили горе, когда работали по Шагам, или просто находились одни
в тишине и прислушивались к возникающим чувствам. Опытные участники говорят о
горе скорее спокойно, чем с сожалением или обидой. Они смирились со своими
потерями и обрели целостность. Они знают, что горе есть у каждого взрослого ребёнка.
Они знают, что со временем оно раскроется. И время его исцелит.
Горе часто можно обнаружить, прописывая или рассказывая то, что всплывает в
памяти, и, тем не менее, многое остаётся невидимым. Мы косвенно обращаемся к своим
детским потерям, когда приходим на собрания ВДА и слушаем опыт других взрослых
детей. Мы также касаемся своего горя, проводя ежедневную инвентаризацию из
Десятого Шага или медитируя в рамках Одиннадцатого Шага. Наш опыт показывает,
что горе находится где-то там, на границе мыслей и слов, в ожидании освобождения.
Конечно же, эмоциональная разрядка и медитация о своих потерях необходимы для
работы с горем, но есть ещё кое-что.
В Пятом Шаге мы готовимся снять более глубокие слои «луковицы», с которой
можно сравнить наше путешествие к выздоровлению. Мы убираем покров стыда и
отчаяния, чтобы найти свою Истинную Личность. Мы начали с верхних слоёв луковицы
в Первом Шаге, признав бессилие перед последствиями семейной дисфункции. Мы
плачем, когда чистим лук – точно так же работа с горем возвращает нам наши слёзы.
Наш опыт показывает, что горе часто сохраняется на уровне тела и разума в
ожидании освобождения. Мы понимаем, что горе накапливается, то есть всё
пренебрежение и стыд из нашего прошлого остаются в нас. Мы ни о чём не забыли, хотя
пытались. Наше тело помнит. Наш разум помнит. Наш Внутренний Ребёнок знает.
Многие члены ВДА уверены: помимо зависимостей и депрессий, горе также движет
компульсивным стремлением к чистоте, перфекционизму, сексу, перееданию, работе и
азартным играм.
Работа с горем – это не саможалость. Жалея себя, мы отказываемся от настоящей
помощи, продолжаем цепляться за отрицание и заводим себя в тупик. В поисках горя
мы честно пытаемся исследовать свой внутренний мир, чтобы обнаружить Бога, как мы
Его понимаем, и получить освобождение.
Для начала работы с горем нам потребуется взвешенное представление о себе и
о том, что с нами случилось. Мы не можем приступить к этому процессу под тяжестью
состояния жертвы или с легкостью ребёнка-героя. Та часть нашей личности, которая
ощущает себя жертвой, выберет дорогу саможалости и откажется принять помощь. А
герой верит, что оставил насилие, пережитое в детстве, далеко в прошлом, и его не могут
ранить подобные воспоминания. Мы должны остерегаться этих двух крайностей, если
хотим точно определить своё горе и высвободить его.
Четвёртый и Пятый Шаги приносят нам уравновешенное восприятие себя; теперь
мы можем отправиться на поиски подавленных чувств и эмоций и обрести целительные
слёзы. Раньше наши слёзы не были благотворны. До выздоровления многие взрослые
дети в конце концов переставали плакать, потому что слёзы не облегчали их
неизменного отчаяния и покинутости. Работа с горем возвращает силу слёз. Мы плачем
из глубины души, сознавая, что отныне находимся в безопасности и нас, наконец-то,