Литература
Желтая тетрадь ВДА
Старинная мудрость гласит: «Если человеку больно, он старается причинить
боль другому», и со взрослыми детьми, по-видимому, так и происходит. Эта мысль
означает примерно следующее: «Если я смогу нанести удар прежде, чем ты ударишь
меня, я буду чувствовать, что я сильнее и контролирую ситуацию».
Наша внутренняя боль не даёт нам права ранить других людей; понимание
природы этого чувства помогает освободиться от него. С осознания своей боли
начинаются изменения, и мы учимся любить себя. Мы прислушиваемся к этой боли и
исцеляем её любовью.
Если мы преуменьшаем свои изъяны или не можем увидеть их истинную
природу, значит в Пятом Шаге нам не удалось достичь честности по отношению к себе.
Быть честным не означает причинять себе вред. Мы не хотим переусердствовать и
оказаться безжалостно жестокими. Если мы станем преувеличивать свои недостатки и
уничтожать себя за них, то рискуем скатиться в мученичество или занять позицию
жертвы.
В то же время не стоит слишком смягчать вред, причинённый другим людям. Из-
за чрезмерной снисходительности можно начать относиться к себе как к «бракованному
товару», без надежды на восстановление. Тогда мы застрянем в положении жертвы,
утонем в саможалости, либо собьёмся с пути объективного исследования себя в Пятом
Шаге. Вот ключ к предельной честности, которая находится между самобичеванием и
снисходительностью: мы обретаем готовность смело взглянуть на всё, что совершили,
а затем пройти путь к изменению. Мы работаем по Шагам, слушаем и говорим о своих
чувствах с другими людьми. Если боль от ощущения неполноценности или стыда
возникает снова, мы пережидаем её, а не отыгрываем, как раньше. Эта боль пройдёт.
Мы молимся и ищем правильный путь с помощью спонсора, информированного
психолога или членов группы ВДА. Ответ придёт, и мы его услышим.
Именно в Пятом Шаге у нас складывается более объективное представление о
том, какие из нас получились сыновья, дочери, граждане, работники, бизнесмены и
духовные искатели. Поскольку мы выросли в семьях, где не было гармонии, а
процветало насилие и критическое отношение, нам нелегко принять свои
положительные стороны. Но в нас есть сострадание, доверие, разумность и духовность.
Мы обладаем дружелюбием, честностью и упорством. Мы не дисфункциональны по
сути, но мы впитали в себя пагубные черты, выработанные в детстве. В Пятом Шаге мы
честно рассматриваем своё поведение и искренне пытаемся измениться. Нам станет
лучше от этих усилий и хороших качеств, которые мы обнаружим, какой бы ни была
история нашей жизни.
Истинная природа
Когда мы постигаем истинную природу своих заблуждений, мы видим, что
наносили себе вред, руководимые чувствами отверженности, неполноценности или
покинутости. По дальнейшему размышлению мы поймём, что некоторые поступки
могут иметь юридические и духовные последствия. Когда мы нарушаем закон, это
влечёт как юридическую ответственность, так и духовную изоляцию. Своим
поведением мы отделяем себя от Высшей Силы и несём духовные потери.